RRlogistic.ru

Таможенный союз не только работает, но и создает немало проблем

С того момента как вступил в силу кодекс Таможенного союза, который объединяет Россию, Белоруссию и Казахстан, прошло уже два с половиной месяца. За это время выяснилось, что многие его положения, мягко говоря, несовершенны. И в силу этого вредны российской экономике. Уже возникли проблемы с импортом иномарок, вина, куриных окорочков. «Известия» взглянули на то, в каких муках рождается единое экономическое пространство трех стран.

Камнем преткновения между странами — участницами Таможенного союза стал вопрос об импорте подержанных иномарок в Россию. На протяжении всего года Москва не раз заявляла, что не допустит ввоза дешевых «иностранцев» из Белоруссии, где импортные пошлины на автомобили до 1 января 2010 года были гораздо ниже, чем в нашей стране. В результате родилось компромиссное решение: Федеральная таможенная служба (ФТС) разрешила гражданам беспошлинно ввозить машины, если в Белоруссию они были ввезены c начала этого года. Это, дескать, товары Таможенного союза, поэтому таможенному оформлению не подлежат.

Белорусы этому только рады. За первые шесть месяцев текущего года они ввезли более 100 тыс. иномарок для последующей перепродажи в Россию.

Иномарка раздора

Если же автомобили были ввезены в Белоруссию по старым низким пошлинам, то при «переправке» их в Россию необходимо произвести доплату. Есть одно «но» — импортируемая машина должна соответствовать требованиям экостандарта Евро-4, регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах. Заметим, что все эти требования распространяются и на третьего участника Таможенного союза — Казахстан, который так же, как и Белоруссия, не имеет своего автопрома, поэтому прежде держал низкие ввозные пошлины.

С новыми иномарками вышла более запутанная история. По правилам Таможенного союза, машины, растаможенные в Белоруссии юрлицом, можно ввозить в Россию без всяких ограничений. Ведь по идее белорусские и российские дилеры должны ввозить иномарки, уплачивая одинаковые пошлины. Но на деле «иностранцы» начали попадать к нам по более низкой цене.

Как? Все дело в правилах уплаты НДС. В Белоруссии налог в 20% начисляется только на разницу между закупочной и отпускной ценой автомобиля, а в России — на его полную розничную стоимость. Получается, в Белоруссии покупатели платят гораздо меньше, причем чем дороже машина, тем заметнее разница. К примеру, Volkswagen Touareg в Москве стоит почти 3 млн рублей, а в Минске — чуть более 2,5 млн рублей. Впрочем, эта лазейка рано или поздно будет прикрыта, уверен директор по развитию проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Куриная рокировка

Создание Таможенного союза оживило «куриный» конфликт между Россией и США, связанный с новыми российским нормативами, запрещающими обрабатывать мясо птицы в хлорном растворе. После того как Россия снова разрешила импорт заокеанской птицы, экспортеры перешли на новую технологию дезинфекции, не связанную с применением хлора.

Но буквально на днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сообщил, что американская курятина, обработанная хлором, продолжает поступать в Россию через страны Таможенного союза под видом продукции этих государств. Другими словами, наши соседи завозят «ножки Буша» с тех предприятий, которые по-прежнему «хлорируют» окорочка, а потом лепят на упаковке собственный лейбл. Онищенко не стал конкретизировать, какую из двух стран Таможенного союза он имеет в виду. Но, судя по тому, что Казахстан поставляет в Россию только красное мясо, речь снова идет о Белоруссии.

Все это может стать новым препятствием для возобновления американского импорта. Ведь несмотря на то, что решение об открытии границы для окорочков было принято летом, первые партии птицы поступят на российский рынок только в этом месяце. Причем Онищенко пригрозил, что будет тщательно следить за тем, чтобы экспортеры не нарушали установленные правила. Прибавим к этому претензии Штатов, связанные с тем, что Москва требует допуска специалистов Россельхознадзора на американские предприятия. Что же касается белорусского реэкспорта, то это, по мнению руководителя общероссийской общественной организации «Сельская Россия» Сергея Шугаева, — обычное мошенничество.

— Как только Россия запретила ввозить американские окорочка, обработанные хлором, данная продукция сразу подешевела. Поэтому нашлись спекулянты, которые с помощью этого зарабатывают деньги, — полагает он.

Серьезные проблемы, связанные с созданием Таможенного союза, возможно, еще впереди, предупреждает эксперт. Это и дешевое сухое молоко из Белоруссии, которое подрывало нашу молочную промышленность (сейчас, правда, удалось договориться о прекращении поставок в летний сезон), и белорусская же сельскохозяйственная техника, более конкурентоспособная по сравнению с нашей, потому что ее поставки дотируются правительством этой страны.

— Честно говоря, я не вижу в Таможенном союзе пользы для нашего сельского хозяйства. Хотя с учетом последствий засухи союз нам поможет. Но в дальнейшем не исключено, что будет губить, — вздыхает Шугаев.

Винный кризис

В следующем году с прилавков наших магазинов может исчезнуть импортный алкоголь. Такую возможность не исключили участники рынка, собравшиеся в Торгово-промышленной палате. Причина — в новых правилах оформления импортных товаров, которые начнут действовать в рамках Таможенного союза. Вкратце ситуация выглядит так. Роспотребнадзор опубликовал на своем сайте новый перечень документов, необходимых для получения свидетельства о госрегистрации. Но многие из этих документов получить у поставщиков практически невозможно, так как их ранее не существовало.

Например, требуется копия некоего документа, «подтверждающего свободное обращение подконтрольных товаров на территории государства-изготовителя».

— Что это за документ, где его взять — непонятно, — сокрушается генеральный директор компании Simple Максим Каширин.

Также в перечень документов входит требование предоставить рецептуру ввозимой продукции. А она часто составляет коммерческую тайну, раскрыть которую может потребовать разве что суд. Но мало того что стало больше бюрократии, так еще и расходы на оформление бумаг выросли, жалуются импортеры. Скажем, процедура ввоза образцов продукции для анализа (требуется для госрегистрации) подорожала. И это может привести к сокращению ассортимента.

Золотая посылка

По правилам Таможенного союза получать посылки из-за рубежа теперь стало гораздо проще. До 1 июля российский гражданин должен был заполнять на нее декларацию при получении и платить пошлину, если содержимое оказывалось дороже 10 тысяч рублей. Теперь правила стали гораздо либеральнее — «беспошлинную» планку подняли до тысячи евро (40 тысяч рублей), если вес посылки не превышает 31 кг. За то, что выше по цене или тяжелее придется уплатить 30% от стоимости товара, но не менее четырех евро (160 рублей) за килограмм.

Вроде бы решилась и проблема с определением цены пересылаемого товара (это в первую очередь касается покупок в заграничных интернет-магазинах). До этого таможенники обязаны были брать цены из своих собственных каталогов «для служебного пользования». Поэтому не редки были казусы, когда вы покупали товар на распродаже, а таможня учитывала его обычную цену — и если она оказывалась больше 10 тысяч рублей, с вас брали еще и пошлины. Но в начале июля Конституционный суд России обязал ФТС исчислять пошлины только по магазинному чеку. Но на практике всё может оказаться не так просто. Во-первых, напрямую решениями Конституционного суда ФТС пользоваться не может. Так что судебное постановление нужно еще оформить внутренними приказами. Во-вторых, таможенники могут заподозрить вас в попытке указать меньшую цену. Тогда вам придется подтверждать ее чеком или делать выписку со счета банковской карты, которой вы оплатили покупку через интернет.

Соседи в законе

«Известия» привели лишь несколько примеров того, что отношения внутри Таможенного союза складываются негладко. Логичным выходом из этой ситуации было бы изменение его законодательства. Но это может произойти только в том случае, если все страны — участницы союза договорятся. А очевидно, что та же Белоруссия будет против каких-либо ограничений.

— Поэтому речь может идти о неких исключениях из законодательной практики, — рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Например, Таможенный союз есть, но нефтяное партнерство, связанное с реэкспортом углеводородов, не будет подпадать под его статьи. Это та позиция, которой мы уже придерживаемся. Да, когда будет некое общее экономическое пространство, пошлины будут отменены. Но до него можно идти всю оставшуюся жизнь.

Другой вариант, указывает эксперт, — использовать такое оружие, как Роспотребнадзор. Та же «запрещенная» курятина может пройти через таможню, но потом ее тут же задержит ведомство Геннадия Онищенко. Никакие законы Таможенного союза при этом не будут нарушены.

Нефтяной разлад

Пожалуй, самой известной проблемой новорожденного Таможенного союза стал спор о пошлинах на поставляемую в Белоруссию российскую нефть. По действующему межправительственному соглашению Минск получает по внутрироссийским ценам (то есть без взимания экспортной пошлины) только ту нефть, которая будет переработана и использована внутри страны. Чтобы не возникал соблазн это супердешевое топливо перепродать на Запад, а деньги положить себе в карман, годовая квота определяется каждую осень исходя из энергетического баланса Белоруссии. Такой порядок сохраняется и в Таможенном союзе — по крайней мере, пока на его территории не заработает режим единого экономического пространства. По расчетам Министерства энергетики России, сделанным в конце 2009 года, Белоруссии надо получать около 4,5 миллиона тонн нашей нефти.

Но Минск настаивал, что вместе с ликвидацией таможенных постов с 1 июля должны прекратить действовать и ограничения на поставку российской нефти. Говоря другими словами, президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически предлагал забирать доходы от экспорта российской нефти в Европу в белорусский бюджет. И даже грозился фактически выйти из Таможенного союза, если Россия не пойдет на уступки. Но угрозу эту все-таки не осуществил.

Зато Минск еще в марте подал в Экономический суд СНГ иск о неправомерности взимания экспортных таможенных пошлин на поставляемую из России нефть. И на прошлой неделе суд претензии рассмотрел, но дал сторонам время договориться — до его следующего заседания 7 ноября. И пока все указывает на то, что непростой вопрос все-таки удастся решить. По крайней мере, Минск согласен начать переговоры по согласованию квоты на импорт нефти в 2011 году, передает «ИНТЕРФАКС» слова своего источника в органах госуправления Белоруссии.

 Известия 17.09.10

Архивы за

Календарь

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Связаться с нами

Связаться

Email: info@rrlogistic.ru

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург